ENG РУС
Карта сайта
Вход для пользователей
+7(496)386-32-23
село Бородино, Можайский р-н, Московская обл.
Как к нам проехать?

Военно-исторические мероприятия

Бородинское поле… Такого географического названия нет ни на одной карте России, но знают о нем далеко за ее пределами. Бородинское поле – это поле великого сражения, всемирную известность которому принесли знаменательные события Отечественной войны 1812 года.
Дань памяти этим событиям объединяет поколения и страны. В первые дни сентября на Бородинское поле приезжают знатоки и любители военной истории со всей России – от Мурманска до Красноярска, из стран ближнего и дальнего зарубежья. Около двух тысяч человек в обмундировании 1812 года, с действующими моделями оружия того времени, более сотни лошадей, десятки пушек в сочетании с точной пиротехнической имитацией дают представление о том, что же происходило «на поле близ села Бородина» 26 августа 1812 года.
Традиция ежегодного поминовения православных российских воинов, «за Веру, Царя и Отечество живот свой положивших» в день Бородинского сражения, была положена уже через год, 26 августа 1813 года. В тот день, по благословению управляющего Московской епархией Преосвященного Августина (Виноградского) была совершена панихида в Бородине, на самом поле брани, – там, где земля хранила «в недрах своих любезные останки поборников и спасителей отечества». Прерванная в годы Советской власти, традиция была возобновлена в конце 80-х годов прошлого века и отмечается сегодня как День воинской славы России. 8 сентября (день сражения по новому стилю) во Владимирском соборе возрожденного Спасо-Бородинского монастыря звучит Божественная литургия, а на Батарее Раевского служат панихиду и благодарственный молебен, отдают воинские почести. Личное участие в этом торжестве никого не оставляет равнодушным.

    
    
    
 Официальное празднование бородинской годовщины впервые состоялось на Бородинском поле в 1839 году, когда Россия отмечала 25 лет со дня вступления русских

 

войск в Париж. Рано утром 26 августа 1839 года в центре Бородинского поля 150-тысячное войско было построено колоннами вокруг батареи Раевского в присутствии императора Николая I, свиты, генералитета и участников Бородинской битвы, которых набралось более 200. Крестный ход и освящение монумента, орудийный салют, прохождение войск, маневры – все это производило неизгладимо торжественное впечатление. Как писал поэт В.А. Жуковский, «нельзя втеснить в слова той земли, политой русской кровью, на которой мы и стопятидесятитысячная армия стояли и которая так красноречиво говорила своим прахом прахом славных воинов – и в минуту тишины повсеместной, в минуту молебственного пения, и в минуту великого слова: вечная память царю Александру, и в минуту того неслыханного УРА, которое вдруг, со всех сторон, так чудно загремело, как будто бы вся Россия поднялась и в один голос крикнула: Слава!».

Особые торжества состоялись на Бородинском поле в 1912 году. Начались они 25 августа в центре поля крестным ходом с чудотворной Смоленской иконой Божией Матери. Крестный ход прошел, по традиции, от села Бородина к Батарее Раевского, вдоль фронта выстроившихся на поле войск. «В воспоминание того же события накануне бородинского сражения 26 августа в 7 часов утра пять пушечных выстрелов возвестили о начале празднования 100-летия великого сражения. После литургии во Владимирском соборе Спасо-Бородинского монастыря почетные гости во главе с императором Николаем II и его семьей прошли за крестным ходом до Батареи Раевского. Затем перед всеми собравшимися был прочитан Особый Императорский приказ Армии и Флоту, подписанный государем в Бородине 26 августа 1912 года». Войска прошли церемониальным маршем перед Главным монументом, отдавая почести героям Бородина.

    
    
    

С 1962 года праздник «День Бородина» ежегодно проводится в первое воскресенье сентября. Праздники, тематически связанные с Бородинским сражением, каждый год имели разную сюжетную основу. На поле оживали страницы романа «Война и мир», поэзия Дениса Давыдова, звучала военная музыка и солдатские песни. Последние два десятка лет, благодаря группам военно-исторической реконструкции, «День Бородина» как часть европейских культурных мероприятий встал в один ряд с такими праздниками, как «Битва трех императоров» при Аустерлице (Чехия), «Битва народов» под Лейпцигом (Германия), «Битва при Ватерлоо» (Бельгия).
Кто же они, эти пехотинцы, кавалеристы, артиллеристы в русской и французской форме времен Отечественной войны 1812 года, каждый год приезжающие на Бородинское поле?

    
    
    


В 70-е – 80-е годы прошлого века на Западе существовало огромное количество объединений, занимавшихся историей войн и военной униформы. На полях сражений Европы разыгрывались настоящие баталии эпохи наполеоновских войн, где в атаку шли солдаты, одетые в форму англичан, французов, саксонцев, баварцев, пруссаков, австрийцев... За всем этим «действом» стояли группы военно-исторической реконструкции, члены которых сами изготавливали себе мундиры, снаряжение и оружие и устраивали целые сражения, приурочивая их к датам важнейших битв эпохи.
Началом военно-исторического движения в России можно считать организованный в 1987 году совместно с ЦК ВЛКСМ, беспрецедентный по своей значимости, поход любителей военной истории по местам боевой славы 1812 года от Москвы до Борисова. Под знамена этого похода встали первые военно-исторические клубы и группы из Ленинграда, Москвы, Хабаровска, Казани и других городов, всего около 100 человек. Под грохот барабанов, с развернутыми знаменами шли «войска» в униформе наполеоновской эпохи. В каждом пункте разбивался палаточный лагерь, устраивалось показательное «сражение». Перемещение происходило на автобусах, за которыми следовала колонна обеспечения из Кантемировской дивизии (грузовики с лагерным имуществом и солдатами, полевые кухни, машина-клуб, автомобили штаба и связи, автоцистерны с горючим). Это производило грандиозное впечатление. После этого похода в СССР возникло достаточно широкое движение, именуемое военно-исторической реконструкцией.
Сегодня в России существует около 100 объединений, клубов и групп военно-исторической реконструкции. Среди них есть те, кто занимается реконструкцией униформы, снаряжения и вооружения XI–XIII веков, петровской эпохи, Первой мировой и Второй мировой войн. Но самое массовое движение – это реконструкция русской и французской армий эпохи наполеоновских войн.
Первый скромный опыт от сегодняшних гигантских зрелищных представлений отделяют более 25 лет. За всем этим – огромная работа энтузиастов. Вначале это были прилежные посетители музеев, затем – внимательные читатели регламентов и уставов. Воссоздаются не только предметы обмундирования, снаряжения и  вооружения, но также и строевые приемы, воинская иерархия, традиции, способы лагерного размещения, марши, эпизоды сражений, парады и т.д.
Люди, которые занимаются реконструкцией, хорошо знают историю военного костюма – не только цвет и точный материал, из которого шьется мундир, но и покрой, швы, моду того времени. Это первое правило военно-исторических клубов – максимально точно и правильно воспроизводить форму.
Изготовление униформы своими руками – это огромный труд. Реконструируется не только внешний парадный облик, но и те детали, что не бросаются в глаза простому зрителю. Например, рубашки или чулки у «французов» такие же, какие носили солдаты два века назад. Девиз реконструкторов – аутентичность! Помимо мундиров и обуви, необходимы предметы вооружения, снаряжения, музыкальные инструменты, знамена. Достаточно посмотреть вблизи на полностью экипированный военно-исторический клуб, чтобы понять, что все это имеет прямое отношение к искусству.

    
    
    

Некоторые «на Бородино» выезжают за три недели, но основная часть военно-исторических клубов приезжает на Бородинское поле за несколько дней до начала праздника. «Французы» говорят на французском языке. Русские не употребляют современного жаргона и даже рапорты пишут так, словно их рукой водил Александр Радищев или даже Гаврила Державин: «Воинские добродетели наши, широкую приобретя славу, оказались востребованы чрезвычайно».
С поселением в военно-историческом лагере реконструкторы становятся «солдатами» и «офицерами» и остаются таковыми на протяжении всего «Дня Бородина». Специально назначенные инспекторы проверяют знание участниками соответствующего строевого устава, качество униформы и ее соответствие подлинной, умение правильно устанавливать палатки и разбивать лагерь. В лагере беспрекословно подчиняются командиру, поддерживается строгий воинский порядок, обязательно назначается караул, по возможности, в соответствии с уставом реконструируемой армии. Караул несет внешнюю охрану лагеря и поддерживает внутренний порядок.
Белые исторические палатки, поставленные в ряд, образуют «улицы». И в «русском», и во «французском» лагере идет повседневная жизнь – горят костры, готовится нехитрый ужин. Вместо электричества – свечи, на столах  посуда того времени. В штабной палатке идут последние обсуждения предстоящей «баталии». Необходимо согласовать действия пехоты, кавалерии, артиллерии с имитационными эффектами, которые ставит специальная бригада пиротехников. Игровой элемент военно-исторической реконструкции подразумевает организацию боевых действий таким образом, чтобы у ее участников оставалась возможность проявить инициативу в рамках заданной схемы боя. Вот почему его сценарий максимально прост и состоит из ряда отдельных, четко читаемых эпизодов, с ясно очерченными начальными и конечными условиями. Соблюдая общую идею хода боя, «солдаты» и «командиры» получают возможность проявить инициативу и почувствовать себя в определенной степени участниками не просто постановки, но и увлекательной игры.
О командовании нужно сказать отдельно. В среде реконструкторов существует ряд «офицеров», выполняющих необходимые функции как в лагерях, так и на поле сражения. Особое внимание уделяется мерам безопасности в обращении с оружием. Новобранец, первый раз находящийся на «поле», вообще не имеет права стрелять во время реконструкции сражения, его основное предназначение – изображать «убитого» в бою. По правилам,  минимальное подразделение должно насчитывать 30 человек при одном офицере и музыканте. Подразделению из 80 человек разрешается иметь знамя. Чин офицера может быть не выше капитана, все прочие офицерские вакансии утверждаются общим советом. Интересно, что должности от майора и выше могут занимать только лица, служившие в современной армии и имеющие реальный опыт командования подчиненными…
И вот сентябрь, первое воскресенье… Программа военно-исторического праздника «День Бородина» делится на торжественную и зрелищную части – церемониалы на командных пунктах главнокомандующих и военно-историческая реконструкция эпизодов Бородинского сражения.
В 10.30 утра у памятника на командном пункте М.И. Кутузова, под знаменами 1812 года выстраивается сводный батальон групп военно-исторической реконструкции в обмундировании русской армии 1812 года и кадет (всего около 200 человек). Звучат слова приветствия в адрес официальных лиц, представителей посольств стран СНГ, гостей праздника. Отдаются воинские почести павшим воинам русской армии. К подножию памятника М.И. Кутузову возлагаются цветы. Церемониал завершается торжественным прохождением «войск» перед памятником.
В это же время у памятника на командном пункте Наполеона участники церемониала в форме пехотинцев и кавалеристов армии Наполеона (около 300 человек) из клубов России, Украины, Латвии, Чехии строятся на площадке у памятника «Мертвым Великой армии», чтобы отдать воинские почести павшим воинам всей Европы. Рапорт о готовности к празднику от групп военно-исторической реконструкции принимают посол и военный атташе Франции, которые во главе делегации французского посольства в этот день приезжают на Бородинское поле. В знак памяти о погибших к подножию памятника возлагаются цветы, звучит гимн Франции, «войска» торжественно проходят перед памятником.
Кульминацией «Дня Бородина» является военно-историческая реконструкция. Все, что в этот день «с двух часов пополудни» происходит на плац-театре у с. Бородина, описывают в своих сочинениях школьники.
«Началась битва. Французская и русская армии двинулись навстречу друг другу, загремели первые выстрелы. В воздухе запахло порохом, загорелась трава, и вот уже на поле лежат первые раненые и убитые. Ровные поначалу ряды воюющих армий начинают сливаться, всюду гомон, шум, ржание лошадей, звуки артиллерийской стрельбы, дым, резкий запах. По полю гарцуют всадники, то наступают, то отступают солдаты, бегут ратники…»
«Невозможно словами передать все, что происходило на поле боя, ты как будто на время перенесся в ту эпоху. Тебя все время пронизывает чувство восхищения, когда смотришь, как кавалерия несется в бой, хочется самому вместе с русскими войсками сражаться против французов».
«Действительность уже не воспринимается днем сегодняшним, кажется, что и ты сейчас находишься на поле битвы. Вот-вот французская армия двинется в твою сторону, потому что ты тоже их противник».
«Действие завораживает; то, чего не видно с моего места, воображение додумывает само. Конечно, я знаю, что русские победят, но сердце невольно замирает при каждой атаке врага».
«Я думаю, я поняла, что творилось на Бородинском поле два века назад. Это не объяснить: чтобы почувствовать, надо там побывать».
«Мы все кричали: Россия вперед! За Родину!». «Охватывает огромное чувство радости. И не важно, что глаза слезятся от дыма и пыли, и что от грохота орудий болит голова, главное, что наша взяла!».
«Вчера на Бородинском поле присутствовало огромное количество людей нашего поколения. Было видно, как во время победы в их глазах и, наверное, сердцах зажигались огоньки радости, Я думаю, вряд ли найдется хоть один человек, который бы пожалел, что попал сюда».
«В школе нам очень интересно рассказывали о войне 1812 года. Но то, что я увидела здесь, не расскажет и не покажет ни один, даже самый замечательный учебник истории. Мама все говорила: «Посмотрите по телевизору!». Разве это можно смотреть по телевизору? Я так рада, что папа привез меня сюда. Мы здесь уже второй день, народу уйма, спали прямо в машине. Но так не хочется, чтобы все закончилось. Настоящий праздник!»
«Бородинское сражение интересно мне как человеку, родившемуся и живущему в России. Это история моего Отечества, память о предках-героях. Это никого не может и не должно оставлять равнодушным, особенно сегодня, когда понятие патриотизма приобретает порой самые уродливые толкования».
«Реконструкция военных действий на Бородинском поле – прекрасный, живой материал для наших детей. Действие производит неизгладимое впечатление. Это замечательно, что мы каждый год можем быть свидетелями оживших событий»
.
Именно для подрастающего поколения проводятся еще два военно-исторических праздника на Бородинском поле. В последнее воскресенье мая, к окончанию учебного года, «Стойкий оловянный солдатик» собирает на Бородинском поле школьников. Дети вместе с экскурсоводом совершают экскурсию в прошлое, осматривают памятники и памятные места двух Отечественных войн, узнают, как и за что сражались наши предки на Бородинском поле.Оживают перед ребятами страницы учебников и уроков литературы, истории, географии. Экскурсионный маршрут включает посещение памятных мест Бородинского поля: Горки – командный пункт фельдмаршала Кутузова, д. Шевардино – командный пункт императора Наполеона, Багратионовы флеши, батарею Раевского. Школьники старших классов вспоминают, где находились на поле в день сражения герои романа Л.Н. Толстого «Война и мир» Андрей Болконский, Пьер Безухов… Ну а младшие школьники с удовольствием вспоминают про день Бородина строками из стихотворения М.Ю. Лермонтова.

    
    
    

На воссозданном в центре поля биваке 1812 года дети знакомятся с походным бытом русской и французской армий, их обмундированием и вооружением. Можно примерить мундир, посмотреть, как заряжается ружье и стреляет артиллерийское орудие, прокатиться на лошади, сфотографироваться с «солдатом 1812 года». На биваке нередко можно встретить мальчишек, одетых в историческую форму. Их отцы были ненамного старше, когда создавали первые военно-исторические клубы. Теперь же «сыны полка» тоже участвуют в подготовительных мероприятиях, маневрах и походной жизни, ибо это приобщает их к истории.
Театрализованное представление «Сквозь дым летучий…» открывает Кавалерийский почетный эскорт Президентского полка. Четкое владение холодным оружием, «карусель», исполнение всех элементов оставляют неизгладимое впечатление. Далее на поле появляются войска в русской и французской форме 1812 года. Стрельба из французских орудий по русской пехоте, атаки русских позиций французами, ружейная стрельба и появление русских кавалеристов, которые дружной атакой решают исход боя в пользу русских… Как писал М.Ю. Лермонтов, «уланы с пестрыми значками, драгуны с конскими хвостами, все промелькнули перед нами, все побывали тут».
Завершается праздник показательными выступлениями воинов-десантников. Они демонстрируют приемы рукопашного боя, самообороны, задержания диверсанта, освобождение заложников.
Боям на Бородинском поле с фашистскими захватчиками в октябре 1941 года посвящается праздник «Москва за нами. 1941 год». Он проводится во второе воскресенье октября. Накануне на воинском мемориале в д. Ельня происходит торжественное перезахоронение останков советских воинов, найденных поисковыми отрядами на местах боев. Мероприятие сопровождается православным поминовением погибших, отданием воинских почестей защитникам Москвы и возложением цветов.


    
    
    

Зрелищная часть праздника проходит на плац-театре. Здесь для достоверной картины используются сохранившиеся окопы времен Великой Отечественной войны. Члены военно-исторических клубов разыгрывают перед зрителями эпизод битвы за Москву – бой на Можайской линии обороны, передовой рубеж которой – 6 км – проходил через Бородинское поле. Действие продолжается около часа. Можно увидеть, как немецкий самолет ведет обстрел позиций бойцов Красной Армии, как моторизованные части немецких войск медленно движутся на укрепления красноармейцев. Стреляют орудия, строчат пулеметы, слышны ружейные выстрелы. Когда завершается военно-историческая реконструкция, наступает полная тишина. Диктор объявляет: «На Бородинском поле объявляется минута молчания». Звучит фонограмма песни «Журавли»…
Для многих тысяч людей именно с праздников начинается знакомство с Бородинским полем. Участие в праздниках, проводимых на Поле русской славы, никого не оставляет равнодушным и остается в памяти на всю жизнь. Каждый русский человек должен побывать здесь и поклониться этим местам.

Что еще интересного?