ENG РУС
Карта сайта
Вход для пользователей
+7(496)386-32-23
село Бородино, Можайский р-н, Московская обл.
Как к нам проехать?

2011 год

Комплектование фондовых коллекций в 2011 году

 

Музейные коллекции в 2011 году пополнились на 3175 предметов, и 2300 из них  – предметы археологии. Это результаты раскопок, которые велись археологами на нескольких объектах (батарея Раевского, урочище р. Каменка, д. Головино). Все находки прошли обязательную камеральную обработку – были расчищены, законсервированы. Большую часть этой археологической коллекции составляют осколки гранат и ядер, картечные и ружейные пули. Среди находок – фрагменты оружия и обмундирования, саксонский талер 1764 года, иконка-складень с изображением Св. Николая Чудотворца, мундирные пуговицы с номерами полков французской армии.

В конце 2011 г. музею удалось приобрести портрет великой княгини Екатерины Павловны. Члены экспертной фондово-закупочной комиссии высоко оценили его достоинства. Портрет датируется второй половиной XIX века, происходит из западного собрания. Экспертам помогла надпись на подрамнике, нанесенная графитным карандашом на немецком языке. Портрет скопирован с работы Ф. Штирнбрандта, который повторил широко известный иконографический тип А.-Ф. Ризинера.

 

Великая княгиня Екатерина Павловна, королева Вюртемберга, одна из дочерей императора Павла I, любимая внучка Екатерины II, прожила очень короткую жизнь – всего 31 год. Эта обворожительная женщина сочетала в себе необыкновенную красоту и тонкий ум, практичность и решительность. Особые, доверительные отношения сложились у Екатерины Павловны с братом, императором Александром I, который считал сестру самым преданным другом. В Екатерину Павловну был влюблен отважный генерал князь Петр Иванович Багратион. Ее хотели видеть в качестве супруги многие царственные особы Европы, в том числе и император Франции Наполеон Бонапарт. Современница княгини М.С. Муханова утверждала, что по поводу последнего Екатерина Павловна произнесла: «Я скорее выйду замуж за последнего русского истопника, чем за этого корсиканца». Став супругой принца Ольденбургского, Екатерина Павловна переселилась в Тверь, в его генерал-губернаторскую резиденцию. Стараниями Екатерины Павловны город за короткий срок превратился в культурный центр России. Во время Отечественной войны 1812 года Екатерина Павловна поддержала идею о создании народного ополчения и сформировала из добровольцев и крепостных крестьян Тверской губернии егерский батальон, который принимал участие в сражениях 1813–1814 гг.

 

Для экспонирования на выставке «Русская армия первой четверти XIX века» были приобретены портреты императрицы Екатерины II и императора Павла I. Императрица изображена в горностаевой мантии, малой короне и лавровом венке. На груди – цепь ордена Андрея Первозванного, лента, орден и звезда Святого Георгия. Специалисты датируют портрет рубежом XVIII – началом XIX века, относя его иконографию к оригиналу Александра Рослина. Работа написана в академической традиции и, вероятнее всего, русским мастером.

 

Приобретенный портрет императора Павла I относится к иконографическому типу Вуаля. Французский портретист Ж.-Л. Вуаль писал его дважды, в 1771 и 1789 годах. Художник оба раза использовал одну и ту же композиционную схему: Павел изображен по пояс, в повороте 3/4, правая рука немного выдвинута вперед.
В 1798 году Россия вступила в антифранцузскую коалицию.

 

По настоянию союзников Павел I назначил главнокомандующим русскими войсками А.В. Суворова, до той поры находившегося в опале. Под руководством Суворова Северная Италия была освобождена от французского господства. В 1799 году русская армия совершила знаменитый переход через Альпы. За Итальянский поход Суворов получил звание генералиссимуса и титул князя италийского. Скульптурный портрет гениального полководца создал Д.Н. Тугаринов, московский скульптор, заслуженный художник России, член-корреспондент Российской академии

 

художеств. Он же – автор скульптурного портрета И.С. Леонтьева, участника Бородинского сражения. После ранения командира лейб-гвардии Конного полка полковника М.А. Арсеньева Леонтьев заменил его, был награжден орденом Св. Георгия 4-го класса. В конце 1812 года произведен в генерал-майоры, «за отменную храбрость» пожалован золотым оружием с алмазами.
Для новой экспозиции «Славься ввек, Бородино!» приобретена еще одна скульптура. Скульптор-монументалист из Брянска А.А. Ромашевский изобразил главнокомандующего русскими войсками Михаила Илларионовича Кутузова в момент выбора диспозиции предстоящего сражения. Полководец сидит в кресле, на коленях – карта. Образ реалистичен, лишен помпезности.
Коллега Ромашевского по жанру, Е.А.Безбородова – автор эскизной

 

модели памятника герою Отечественной войны 1812 года генерал-лейтенанту Денису Васильевичу Давыдову. Безбородова – член Союза художников России с 1989 года, председатель правления Союза художников Подмосковья. Модель памятника, являющаяся законченным и самоценным произведением, приобретена в фонды музея-заповедника «Бородинское поле» для экспонирования на выставках. Памятник представляет собой конную фигуру на высоком пьедестале в виде стилизованной горы. Всадник – Денис Давыдов – сдерживает коня, готового встать на дыбы.
Редким образцом русской станковой пластики является скульптура «Солдат-пехотинец» скульптора И.Ф. Ковшенкова (1851). Солдат –

 

участник военных действий 1812 года, изображен в длинной шинели. На голове – кивер пехотного полка с этишкетом и киверным знаком. Следует отметить точность воспроизведения деталей военной формы и выразительное лицо персонажа. Бронзовое литье, по мнению эксперта, кандидата исторических наук Л.А.Дементьевой, «исполнено на высоком профессиональном уровне в лучших традициях петербургского художественного литья».

  


Во второй половине XIX века многие мастера французской бронзовой пластики обратились к эпохе Наполеона, которая ассоциировалась с периодом мощи и могущества Франции. Музеем приобретены две скульптурные композиции, которые датируются концом XIX века: «французский гренадер» и «гренадер Старой гвардии». Обе композиции выполнены из высококачественной бронзы с тщательной прочеканкой бронзовой поверхности.

 

В тот же период был создан и медальон «Наполеон». Его автор Жан Пьер Виктор Югини (Huguenien). Этот образ знаком специалистам по сюжету А. Гро «Наполеон на Аркольском мосту». Художник, очевидец события, увековечил личный героизм Наполеона, возглавившего со знаменем в руках одну из атак на Аркольский мост против австрийцев. На медальоне изображено мужественное и решительное лицо – идеал сильной и волевой личности. Развевающиеся волосы подчеркивают стремительный порыв героя, придают образу динамизм и экспрессию. Этот портрет-медальон вполне мог украшать когда-то кабинет ветерана наполеоновских походов или почитателя Бонапарта...
Тему наполеоновских войн разрабатывал в своем творчестве известный английский живописец Лесли Джон Потт.

 

Его картина «Отступление из Москвы» (1873), приобретенная музеем, впервые была представлена на выставке в Королевской Академии в 1873 году, затем неоднократно экспонировалась на других престижных выставках в Европе и Америке. Трагедия беспомощного и жалкого воинства показана на фоне суровой российской зимы. Замершие от ужаса глаза мальчишки-барабанщика, которого тащит на себе старый ветеран, говорят красноречивее всяких слов.
Библиографической редкостью является уникальный альбом гравюр на меди «Французские военные кампании

 

в эпоху Консулата и Империи...» по рисункам известного французского художника Карла Верне (отсутствует в собрании Российской государственной библиотеки, Сводном каталоге США (NUC), Каталоге Британской Библиотеки (BLC)). 57 листов альбома изображают сцены сражений в Италии, Германии, Польше, России. Особую ценность представляет издательский переплет. Декор на верхней крышке повторяет оформление книг, которые переплетались для Наполеона: в среднике императорский герб Наполеона, по углам – изображения императорской короны и трофеев.
Не так часто в букинистических магазинах можно встретить и альбом «Нашествие Наполеона. Отечественная война 1812 года» (издание С.М. Прокудина-Горского. 1911 год). Издатель поместил в альбоме репродукции произведений, созданных разными авторами, но посвященных «незабвенному двенадцатому году».
Военные историки, специалисты музея смогут ознакомиться и с многочисленными предметами документального характера – это книги, карты, а также произведения печатной графики, пополнившие фондовые коллекции.

 


Оживят музейные экспозиции произведения декоративно-прикладного искусства, призванные помочь посетителям полнее понять эпоху и воочию увидеть предметы, окружавшие наших далеких предков два столетия назад: шкатулки, плакетки, вазы и столовые приборы. В числе приобретенных предметов интерьера – канделябры, подсвечники, консоли. Эти типологические вещи приобретались целенаправленно для экспозиций дворцово-паркового ансамбля в селе Бородино, восстановление которого идет в настоящее время. В одной из будущих

 

экспозиций – «Бородинское поле. Вехи истории» – будет экспонироваться портрет императора Николая I, написанный неизвестным художником второй четверти XIX века из мастерской Ф. Крюгера. В музеях России хранится несколько портретов Николая I, выполненных именно в такой иконографической трактовке и сходном формате. Эксперты Государственного научно-исследовательского института реставрации подтвердили значимость работы, приобретенной музеем. Следует напомнить, что одной из важных вех истории Бородинского поля был приезд императора Николая I в 1839 году на открытие монумента, воздвигнутого на батарее Раевского.

Что еще интересного?