ENG РУС
Карта сайта
Вход для пользователей
+7(496)386-32-23
село Бородино, Можайский р-н, Московская обл.
Как к нам проехать?

Графика

Графическая коллекция – одна из самых больших в фондах музея-заповедника. Она насчитывает более 8500 листов печатной и оригинальной графики. Это листы черно-белой, цветной и раскрашенной гравюры на металле и дереве; литографии, фототипии, акварели, гуаши, рисунки, выполненные карандашом, углем, тушью, сангиной, пастелью. Произведения графики создавались русскими, советскими и зарубежными художниками как профессионалами, так и любителями. Наиболее ранние графические произведения датируются XVIII веком. Графика представлена практически всеми жанрами: портретом, батальными композициями, пейзажем, сюжетом (бытовой жанр), военным костюмом, карикатурой. Коллекция печатной графики начала складываться именно как собрание гравированных и литографированных портретов генералов – участников наполеоновских войн. Параллельно шло формирование коллекции гравюр и литографий, представляющих батальный жанр. Конечно, хронологические рамки военного портрета в бородинской коллекции гораздо шире: от портретов полководцев Петровской эпохи до портретов военных деятелей 60 – 70-х гг. XIX века. Но при комплектовании коллекции предпочтение всегда отдавалось портретам героев 1812 года, героев Бородина. Среди первых поступлений – гравированные портреты генералов - участников кампаний 1812–1814 гг., исполненные в 1820-х гг. английскими мастерами Г. Доу и Т. Райтом по живописным оригиналам Дж. Доу из Военной галереи Зимнего дворца. Позднее коллекцию графических портретов пополнили литографированные изображения полководцев, выполненные в 1840-х гг. художниками-рисовальщиками И. Клюквиным, В. Долле, П. Пети и другими также по оригиналам Дж. Доу для шеститомного издания А.И. Михайловского-Данилевского «Император Александр I и его сподвижники в 1812, 1813, 1814, 1815 годах. Военная галерея Зимнего дворца. Жизнеописания». – СПб., 1845 – 1849 г. Портреты печатались в Санкт-Петербурге в литографских мастерских (заведениях) К. Крайя и П. Песоцкого. Музей обладает прекрасной коллекцией графических портретов героев 1812 года. Среди них – изображения М.И.Кутузова, П.И.Багратиона, М.Б.Барклая де Толли, П.Х. Витгенштейна, Д.В.Давыдова, Д.С.Дохтурова, А.П.Ермолова, П.П.Коновницына, А.И. Кутайсова, М.А.Милорадовича, М.И.Платова, А.П.Тормасова, братьев Тучковых и др. Прекрасным дополнением к этой части коллекции является издание «Русские портреты» Великого князя Николая Михайловича, в которых живописные и графические изображения воспроизведены фототипическим способом. Среди западноевропейских литографов, произведения которых украшают коллекцию, следует упомянуть немецкого художника А. Зенефельдера, изобретателя литографии, автора портрета маршала Франции Н.-И. Мезона. Музей обладает также коллекцией портретов французских маршалов и генералов: И.-Н Мюрата, Л.-Н. Даву, Ж.-Б. Бессьера, Ж.Д. Компана, И.-А. Понятовского, Е.-Н. Богарне, Ф.-Ж. Лефевра и, конечно, самого императора Наполеона.Неотъемлемой частью бородинского собрания являются лубочные «картинки», пользовавшиеся особой популярностью в XIX веке – конные портреты М.Б. Барклая де Толи, А.А. Бибикова, погрудный портрет Ф.Ф. Винцингероде, исполненные и раскрашенные безымянными мастерами. Одной из самых значительных работ, иллюстрирующих начало Отечественной войны, является представленная в экспозиции гравюра И.С. Клаубера «Переход наполеоновской армии через Неман 12 июня 1812 год», выполненная по рисунку Дж. Бажетти – участника события. Музей обладает большим количеством литографий, выполненных различными немецкими художниками по рисункам офицера-вюртембержца Х.В. Фабер дю Фора и А. Адама, участников наполеоновского похода в Россию. Альбом Х.В. Фабер дю Фора, изданный в 1840-х гг. в Штутгарте, состоит из 40 раскрашенных литографий, расположенных в хронологическом порядке и имеющих авторскую нумерацию. Бородинскому сражению посвящены сюжеты «Позади Бородина у Большой дороги на Москву 17 сентября 1812 года», «Мост через Колочь у Бородина».В 1814 году в Санкт-Петербурге был выпущен альбом, посвящённый Отечественной войне 1812 года. Альбом состоял из серии гравюр «Коллекция 12 гравированных картин, представляющих следствие достопамятных побед, одержанных над неприятелем российской армией в 1812 году…» Гравюры представляли «групповые портреты русских генералов на фоне батальных сцен», имели пояснительные надписи на русском и французском языках. Они были выполнены по рисункам Д. Скотти граверами И.Ф. Беггровым и С. Федоровым под наблюдением С. Карделли. Бородинский музей является обладателем 10 листов из этой серии. В фондах музея хранится большое количество графических листов с изображением батальных сцен, выполненных по оригиналам французских художников первой половины XIX в. П. Мартине, В. Адама, О. Верне и др. литографами и граверами того времени: Моттом, Лакруа, Марен-Лавинем, Куше, Ревиллем и др. Значительную часть коллекции графики составляют произведения, в которых запечатлены образцы русского и французского военного костюма первой половины XIX в. Особое место среди них занимает альбом акварелей художника М.И. Белоусова (1848 г.), представляющий не только обмундирование русских артиллеристов конца XVIII-середины XIX в, но и образцы их вооружения и снаряжения, а также планы главных арсеналов, расположенных в различных городах Российской империи. Теме, отражающей историю военного костюма российской армии, посвящен не менее раритетный альбом «Costume of the Russian army 1817» («Костюм русской армии 1817»), изданный в Лондоне в 1814 г. Раздел военного костюма в коллекции графики дополняют два альбома литографированных рисунков одежды и вооружения российских войск, которые являются иллюстрированным материалом к «Историческому описанию одежды и вооружения Российских войск», составленному А.В. Висковатовым. Первый том представляет военный костюм русской армии от Петровской эпохи до эпохи императрицы Анны Иоанновны (включительно). Во втором – военный костюм эпохи Павла I. Разрозненными листами представлены одежда и вооружение российских войск, начиная с Древней Руси и кончая эпохой Николая I. Музей обладает подборкой гравюр и литографий с изображением казаков, башкир, калмыков, татар, участников Отечественной войны 1812 года, выполненных художниками А.И. Зауервейдом, А.О. Орловским и др.Большой раздел коллекции составляют карикатуры, листы политической графики. «Летучие листы», как их еще называли, явились выразительной и понятной самым широким слоям общества формой отклика на события Отечественной войны 1812 года. В этом жанре работали как художники-профессионалы, такие, как И.И. Теребенев, И.А. Иванов, А.Г. Венецианов, В.И. Бугаевский-Благодарный, Ф.П. Толстой, так и любители-рисовальщики – А.Н. Оленин, Н.И. Греч и другие. К лучшим произведениям И.И. Теребенева, хранящимся в фондах Бородинского музея, относятся «Русский Сцевола», «Русская баня», «Французский вороний суп», «Триумф Европы». И.И. Теребенев, скульптор, рисовальщик и гравёр, является также создателем «Теребеневской азбуки», известной ещё как «Подарок детям в память о событиях 1812 года». Большой популярностью в эпоху Отечественной войны пользовался лист И.А. Иванова «Хлебосольство – отличная черта в характере народа русского». Автор листа «Русский мужик Мороз на заячьей охоте» – А.Н. Оленин, будущий президент Академии художеств. Владельцем альбома «Теребенева карикатурные рисунки из Отечественной войны 1812 года с французами» был Ф. И. Паскевич – сын генерала И.Ф. Паскевича, участника Бородинского сражения. В фонды музея этот альбом поступил из собрания известного петербургского коллекционера П.В. Губара. Наряду с русской карикатурой Бородинский музей обладает коллекцией карикатур, исполненных английскими, немецкими и французскими мастерами. Английская сатирическая графика начала XIX в. представлена, в основном, раскрашенными воспроизведениями с оригиналов 1810-х гг., изданными Д.А. Ровинским в конце XIX в. Многие сюжеты высмеивают претензии Наполеона на мировое господство, крах его похода в Россию и в итоге – гибель его империи.

Что еще интересного?